Поиск по блогу

Сложное предложение

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочини­ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни — ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет] (И. Тургенев) — Ни [ ], ни [ ]; И [ме­тался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) — И [ ], и [ ]; [Только иволги кричат], да [кукушки наперебой отсчитывают ко­му-то непрожитые годы] (М. Шолохов) — [ ], да [ ];
б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блес­нула молния]. (И. Гончаров) — [ ], и [ ]; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазинехлопнула], и [из нее показался гражданин]. (М. Булгаков) — [ ], и [ ].
в)  [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) — [ ], и [ ]; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие  действия (состояния) во втором) — [ ], и [ ]; [Стано­вилось жарко],  и [я поспешил домой]  (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) — [ ], и [ ]; [Свободных мест не было], и [им при­шлось стоять] (В. Распутин) — [ ], и [ ].2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли — или, то — то, не то — не то, то ли — то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок заше­лестит в листах темнеющей пролетит] (Н. Языков [ ], иль [ ], иль [ ]; То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)
То [ ], то [ ]; Не то [светало], не то [темнело(Ю. Герман) — Не то [ ], не то [ ] (в предложениях с союзами то ли — то ли, не то — не товзаимоисключение ос­ложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).
3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются], а [люди могут обма­нуться] (А. Грибоедов) — [ ], а [ ]; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) — [ ], [же ]; [Ониконечно, не знают меня], да \я-то их знаю] (Ф. Достоев­ский) — [ ], да [ ]; [Федя никогда не плакал], зато [нахо­дило на него временами дикое упрямство] (И. Тургенев) — [ ], зато [ ]; [Она не двигалась], только [чуть-чуть шеве­лились брови] (В. Распутин) — [ ], только [ ]; [Был уже весенний месяц март], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) — [ ], однако [ ]. (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. — Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)
4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только ... но и, не то чтобы ... а (но), если не ... то, не то что ... но (а), не столько ... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости:   сообщаемое  во  втором  предложении  представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [Cm не то что жесток, но [он слишком деятельного характера] (Л. Толстой) — не то что [ ], но [ ]; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд] (Л. Толстой) — Не только [ ], но и [ ].

5.  Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед неюребёнком], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) — [ ], да и [ ]; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некомупроизносить их] (А, Чехов) — [ ], да и [ ]; [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже по­бледнели] (И. Тургенев) — [ ]., [тоже ] (союзытоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).
6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось, правду сказать, неважно] (В. Короленко) — [ ], то есть [ ]; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не боль­ше двух лакеев] (М. Салтыков-Щедрин) — [ ], а именно [ ].



Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения
1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.
5 Составить  графическую  схему  сложносочинённого  предложения.
6.  Объяснить расстановку знаков препинания.
Образец разбора сложносочинённого предложения
[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада} (А. Ахма­това).
[ ], но [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносо­чинённого на письме разделяются запятой.
То \падал как будто туман], то [вдруг припускал косой, круп­ный дождь] (Л. Толстой).
То [ ], то [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то — то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Ман­дельштам).
[ ], и [ ], и [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.



Сложноподчинённое предложение.

Понятие о сложноподчинённом предложении

Сложноподчинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором одно из простых предложений по смыслу и грамматически подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом (относительным местоимением или местоименным наречием). Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое — придаточным.

Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).
Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что — причи­ну, если — условие, однако — противопоставление и т. д.
В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие — к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора — вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).
В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):
IПеречислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):
[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [ ], [ ].
Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.
Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременностиперечисляемых событий и 2) их последовательности.
1) \Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] (М. Горький) -[], [],[].
зашевелились],   [вспорхнула    полусонная птичка] (В. Гаршин) — [],[].
Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.
IIПричинные (второе предложение раскрывает причи­ну того, о чём говорится в первом):
[Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.
IIIПояснительные (второе предложение поясняет пер­вое):
1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) 
2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [же­лал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) 
Такие бессоюзные предложения синонимичны предло­жениям с пояснительным союзом а именно.
IV.  Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):
1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — []:[].
2) [Опомнилась,   глядит   Татьяна]:  [медведя   нет]... (А. Пушкин) — []:[].
Такие бессоюзные предложения синонимичны сложно­подчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).
V.  Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):
1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каж­дая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толс­той) — [],[].
2) [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил(А. Грибоедов) — [ ] — [ ].   
Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.
VI.  Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём гово­рится во втором):
1)  [Любишь кататься— [люби и саночки возить] (пословица) — [ ] — [ ].
2) [Увидишься с Горьким] — [поговори с ним] (А. Чехов) -[]-[].
Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.
VIIСледствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):
[Мелкий дождик сеет с утра] — [выйти невозможно(И. Тургенев) — [ ] ^ТТ