Сочетание знаков препинания
Иногда в конце предложения могут сочетаться разные знаки. Вопросительный и восклицательный знаки могут сочетаться либо друг с другом, либо с многоточием.
При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вопрос, заключённый в предложении, приобретает эмоциональную окраску. Последовательность знаков такая: ?! Например: Бы... думаете, что я мог написать хоть одну строчку на другом языке, кроме русского?! (И. Тургенев).
Сочетание вопросительного или восклицательного знака с многоточием придаёт предложению характер эмоциональной напряжённости. Вопросительный или восклицательный знаки ставятся перед многоточием, после них добавляются только две точки): ?.. или /.. Например: 1)Любить... Но кого же?.. (М. Лермонтов). 2) Какой задумчивый в них гений, и сколько детской простоты, и сколько томных выражений, и сколько неги и мечты!.. (А. Пушкин).
Многоточие
Многоточие в конце предложения — знак недосказанности мысли, недоговорённости, незаконченности сообщения, Например: Я страдал... Я хотел ответа... (С. Есенин).
Примечание. Многоточие может использоваться и внутри предложения. В этом случае оно служит сигналом пропуска слова, части текста или указывает на недосказанность, затруднённость и прерывистость речи: 1) Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили... (М. Булгаков). 2) «Ребята, — робко сказал я, — ночь на дворе... и праздник. Шли бы вы по домам...» (А. Стругацкий, Б. Стругацкий).
Восклицательный знак
Восклицательный знак используется в конце всех восклицательных предложений — повествовательных, вопросительных и побудительных.Он выполняет следующие функции: 1) указывает на эмоциональный характер сообщения; 2) подчёркивает категоричность побуждения; 3) оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением благодарности, приветствия, прощания, извинения и т. п., а также обращения, выражающего эмоции (радость, удивление, упрёк, испуг и т. п.). Например:
1) Не позволю мямлить стих и мять! (В. Маяковский) (повествовательное восклицательное предложение).
2) Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! (А. Пушкин) (побудительное восклицательное предложение).
3)Будь же счастлива, Мери, солнце жизни моей! (А. Пушкин) (эмоционально окрашенное пожелание).
4) «Бабушка!» — укоризненно, с расстановкой произнесла Олеся (А. Куприн) (обращение, выражающее укор).
Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа). Такие вопросительные по форме предложения являются эмоционально окрашенными повествовательными (утвердительными или отрицательными) предложениями, например: Русский человек на что только не способен! (Б. Полевой).
Вопросительный знак
Вопросительный знак обязателен для вопросительных невосклицателъных предложений, например: 1) Что может быть милей бесценного родного края? (Н. Языков). 2) Кто мне, откликнулся в чаще лесной? (И. Заболоцкий).
Примечание. Вопросительный знак может ставиться после отдельных членов перечисления, произносимых с вопросительной интонацией, например:Что слава? шёпот ли чтеца? гоненъе ль низкого невежды? иль восхищение глупца? (А. Пушкин).
Точка
Точка ставится в конце законченного повествовательного невосклицателъного или побудительного невосклицателъного предложения, например: 1) Сочинения всех значительных писателей рождаются в их дневниках (К. Паустовский). 2) Верь в свой народ, создавший могучийрусский язык, верь в его творческие силы (М. Горький).
Примечание 1. Если после предложения следует фамилия автора, заключённая в скобки, точка, как правило, ставится после скобок (см. приведённые выше примеры).
Если указание на автора или на источник цитаты помещается ниже, точка ставится сразу после предложения, например:
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А. Пушкин)
2) Если в конце предложения находится графическое сокращение (XVIIIe., и т. д., и под., и др.), ещё одна точка не ставится. Например: 1) Этим совершается переход от просветительского реализма к реализму XIX в. 2) Придаточные присоединительные связываются с главным предложением с помощью союзных слов «что», «чему», «о чём», «отчего», «зачем» и др.
3) Точка может использоваться для разделения одного предложения на части (с целью усиления выразительности высказывания). При этом первая часть имеет форму законченного, самодостаточного предложения, а все другие — форму неполных предложений. Такое явление называетсяпарцелляцией (от французского parcelle — «частица, кусочек»). Например: Х)Мне не больно. Совсем. Нисколько. Не из гордости. В самом деле (И. Снегова). 2) Но поверьте, что я отлично знаю истинную цену всему. И свету, и дружбе, и честности, и человеческим побуждениям (К. Паустовский). 3) Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить (В. Шукшин).
4) В конце заголовка точка не ставится («Мёртвые души»; «Преступление и наказание»; «Поэма без героя»), хотя другие конечные знаки вполне возможны («Что делать?»; «Нате!»).
Не следует поэтому ставить точку после названия темы сочинения, после заголовочных существительных Диктант, План, Объявление и под.